УМК по информатике


Учебно-методический комплекс (УМК)
– это комплект документов и материалов, определяющий уровень обеспеченности дисциплины учебной, методической, справочно-библиографической и иной литературой, информационными ресурсами, контрольно-измерительными материалами и другими источниками, обеспечивающий эффективную работу учителя в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и учебного плана.

Минимальный список официальных документов, которые необходимо знать каждому учителю, составляют:

  • стандарт;
  • примерные программы;
  • Федеральный перечень рекомендованных (допущенных) учебников по предмету.

На основе этих документов, с учетом имеющихся в конкретной школе учебников и материально-технического обеспечения, учителем разрабатывается рабочая программа и календарно-тематическое планирование по преподаваемому предмету.

  • Если разработанная учителем рабочая программа содержит небольшие корректировки (до 10%), то следует указывать, что учитель работает в соответствии с примерной программой, рекомендованной министерством.
    Если корректировок оказалось больше (до 20%), то указывается то же самое, но программу необходимо согласовать в муниципальной методической службе.
  • Учитель также может работать по авторским программам по предмету. Это программы авторов учебников, имеющих гриф министерства.
    Поскольку данные учебники проходили экспертизу в Федеральном экспертном совете, то их содержание соответствует образовательному стандарту по предмету. Возможно согласование программ в методической службе по требованию администрации образовательного учреждения, но оно не является обязательным.
  • Собственную авторскую программу по преподаваемому курсу учитель обязан подать на экспертизу в установленном порядке, без этого её нельзя использовать в образовательном учреждении общего образования.

 

Образовательные стандарты

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Каждый стандарт включает 3 вида требований:

  1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральный государственный образовательный стандарт первого поколения (2004 г.) по информатике и информационным технологиям

 Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (2010 г.)

 

Федеральный перечень рекомендованных (допущенных) учебников по предмету

Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий

Порядок формирования федерального перечня учебников

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».

Перечень рекомендованных учебников (с 2019 г.)

 

Примерные программы по информатике

В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ "Об образовании в РФ" в реестр примерных основных образовательных программ (www.fgosreestr.ru)  внесены примерные основные образовательные программы

 

Рабочая программа по информатике (создает учитель)

Рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов:

Порядок разработки рабочих программ учебных предметов, внесение изменений и их корректировка определяется локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения.

Элементы структуры Рабочей программы (носит примерный рекомендательный характер):

  1. титульный лист;
  2. пояснительная записка;
  3. требования к уровню подготовки учащихся;
  4. календарно-тематическое планирование;
  5. содержание программы учебного курса;
  6. контрольно-измерительные материалы;
  7. учебно-методические средства обучения предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и учащихся.

Нормативные документы:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. от 01.05.2019 г.)

Программы по информатике


НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Автор

Класс

Издательство

Год

Скачать

Бененсон Е.П.,Паутова А.Г. 2 - 4 классы Издательство "Академкнига/Учебник"   Примерная рабочая программа (купить)
Горячев А.В., Волкова Т.О., Суворова Н.И. 2 - 4 классы ООО "Баласс"    
Матвеева Н.В., Цветкова М. С. 2 - 4 классы ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
Могилев А.В., Могилева В.Н., Цветкова М.С. 3 - 4 классы ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
Нателаури Н.К. 2 - 4 классы Издательство "Академкнига/Учебник"  2013 г.  программа курса
(скачать pdf: сайт garmoniya.a21vek.ru)
Аверкин Ю. А., Павлов Д.И. 2 - 4 классы ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
Плаксин М.А. и др. 2 - 4 классы ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний"   Примерная рабочая программа
(скачать doc: сайт lbz.ru)
(скачать pdf: сайт lbz.ru)
Рудченко Т.А., Семенов А.Л. 1 - 4 классы АО "Издательство "Просвещение"   Сборник программ
(скачать pdf: сайт prosv.ru)

 

Внеурочная деятельность учащихся начальной школы

Программа внеурочной деятельности по курсу «Виртуальные лаборатории по информатике»

  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в условиях реализации ФГОС начального общего образования «Я УЧУСЬ ИССЛЕДОВАТЬ» 

 

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Автор

Класс

Издательство

Год

Скачать

Босова Л.Л.,Босова А.Ю. 5 - 6 классы ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний"  2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
Семенов А.Л., Рудченко Т.А. 5 - 6 классы АО "Издательство "Просвещение"    
Босова Л.Л.,Босова А.Ю. 7 - 9 классы ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний"  2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
Поляков К.Ю., Еремин Е.А. 7 - 9 классы ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
Семакин И.Г., Цветкова М.С.
7 - 9 классы ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)

 

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В соответствии с одобренной Минобразования «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, углубленных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.

 

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариантную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки учащихся.

Автор

Класс

Уровень

Издательство

Год

Скачать

Босова Л.Л.,Босова А.Ю. 10 - 11 классы

базовый уровень

ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний"  2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
Поляков К.Ю., Еремин Е.А. 10 - 11 классы

базовый и углубленный уровни

ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
Семакин И.Г.
10 - 11 классы

базовый уровень

ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
Гейн А.Г., Гейн А.А., Юнерман Н.А.
10 - 11 классы

базовый и углубленный уровни

АО "Издательство "Просвещение"    Рабочие программы
(скачать с сайта prosv.ru)
Под ред. Макаровой Н.В.
10 - 11 классы

базовый уровень

ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
Угринович Н.Д., Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю.
10 - 11 классы

базовый уровень

ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
Калинин И.А., Самылкина Н.Н.
10 - 11 классы

углубленный уровень

ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
Семакин И.Г.
10 - 11 классы

углубленный уровень

ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний" 2016 г. Примерная рабочая программа (скачать pdf: сайт lbz.ru)
 
Элективные
курсы связаны прежде всего с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

    • Элективные курсы, размещенные в Каталоге сайта "Сообщество учителей информатики". В этом разделе участники сообщества могут публиковать авторские элективные курсы по информатике.
    • Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Информатика». Министерство образования РФ. Национальный фонд подготовки кадров — М. Вита Пресс, 2004. Скачать (634045 байт)
    • Семакин И.Г., Хеннер Е.К. "Информационные системы и модели" 10 - 11 классы (элективный курс) БИНОМ. Лаборатория знаний Скачать (168448 байт)
    • Угринович Н.Д. «Исследование информационных моделей» в старшей школе

 


Предлагается несколько вариантов возможных профилей. Но эти варианты примерные и носят рекомендательный характер. Их не надо воспринимать как единственно возможные для использования на практике. Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение вправе формировать собственный учебный план. Такой подход предоставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а учащимся — выбор профильных учебных предметов и элективных курсов, которые в совокупности составят его индивидуальную образовательную траекторию. 

Школа самостоятельно определяется с выбором профиля. Это может быть один или несколько профилей для варианта межшкольной профилизации или работа по индивидуальным учебным планам внутри образовательного учреждения или при сетевом взаимодействии нескольких учреждений.

Базовый уровень изучения предмета «Информатика и ИКТ» может быть реализован при выборе любого профиля, если в этом есть необходимость. 

 


 

Примеры возможного распределения часов на преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в рамках различных профилей. 

Для физико-математического и информационно-технологического профилей предмет «Информатика и ИКТ» представлен как профильный общеобразовательный предмет по 4 часа в неделю ежегодно, следовательно, изучается на соответствующем (профильном) уровне. Количество часов на предмет может быть увеличено за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно. А также возможно расширение за счет элективных курсов от 1 до 5 часов в неделю ежегодно. Такое обучение информатике и ИКТ нацелено на формирование профильных ИКТ-компетентностей как главного элемента выбранной учащимися будущей профессиональной деятельности.

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в физико-математическом профиле обучения, углубляющих профильный предмет:

    • «Искусственный интеллект»;
    • «Техническое обслуживание ЭВМ»;
    • «Компьютерные сети и телекоммуникации»;
    • «Логическое программирование»; «Базы данных»;
    • «Проектирование информационных систем»;
    • «Последовательные и параллельные алгоритмы»;
    • «Основы объектно-ориентированного программирования»;
    • «Программирование Windows-приложений»;
    • «Программирование на Лиспе»;
    • «Основы автоматизированного проектирования (Avtocad. «Компас»)»;
    • «Информационные системы и модели»;
    • «Защита информации».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в физико-математическом профиле обучения, направленных на реализацию межпредметных связей:

    • «Компьютерная математика»;
    • «Теория алгоритмов»;
    • «Автоматизированное рабочее место математика»;
    • «Практикум по ООП»;
    • «Построение геометрических фигур на экране ЭВМ»;
    • «Использование программного обеспечения для решения задач по физике и математике»;
    • «Алгебра, анализ и компьютерные технологии»;
    • «Теория игр и компьютерные игры»;
    • «Вероятностное моделирование»;
    • «Технология создания сайтов»;
    • «Методы математической обработки экспериментальных данных (разработка программ для различных областей научных исследований)»;
    • «Основы автоматизированного проектирования (Avtocad, «Компас»)»;
    • «Представление графов и изучение алгоритмов работы с ними»;
    • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, углубляющих профильный предмет в информационно-технологическом профиле:

    • «Искусственный интеллект»;
    • «Техническое обслуживание ЭВМ»;
    • «Компьютерные сети и телекоммуникации»;
    • «Логическое программирование»;
    • «Сбои компьютера: диагностика, профилактика, лечение»;
    • «Базы данных»;
    • «Проектирование информационных систем»;
    • «Сетевые технологии»;
    • «Стандартизация программных средств и информационных технологий»;
    • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
    • «Разработка программного обеспечения для создания тестовых оболочек. «Основы разработки графических приложений (приложения 3D графики с опорой на библиотеку Open GL)»;
    • «Разработка интерактивных моделей на базе интерфейса DirectX»;
    • «Разработка интерактивных переносимых приложений на базеMacromedia Flash»;
    • «Разработка Web-приложений с использованием языков сценариев(DSC, Jscript, PHP. ASP)»;
    • «Разработка приложений на основе клиент-сервисных баз данных»;
    • «Обработка цифровых изображений»;
    • «Цифровой видеомонтаж с помощью AdobePremiere»;
    • «Использование трёхмерной графики для подготовки анимационных фильмов»;
    • «Организация и проведение видео- и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
    • «Алгоритмы упаковки/сжатия (архиваторы)».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:

    • «Логика в информатике»;
    • «Исследование информационных моделей с использованием системобъектно-ориентированного программирования»;
    • «Компьютерная математика»;
    • «Компьютерная графика»;
    • «Теория алгоритмов»;
    • «Теория игр и компьютерные игры»;
    • «Технология создания сайтов»;
    • «Основы Web-дизайна»;
    • «Искусственный интеллект»;
    • «Информационная культура и сетевой этикет»;
    • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
    • «Разработка Web-приложений с использованием языков сценариев(DSC, Jscript, PHP. ASP)»;
    • «Разработка приложений на основе клиент-сервисных баз данных»;
    • «Основы автоматизированного проектирования (Avtocad, «Компас»)».

В социально-экономический, индустриально-технологический профили и в универсальное обучение «Информатика и ИКТ» входит как базовый общеобразовательный предмет, следовательно, изучается на базовом уровне по 1 часу в неделю ежегодно. Изучение предмета может быть расширено за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно и элективных курсов от 1 до 4 часов в неделю ежегодно. Такое изучение информатики и ИКТ с поддержкой элективными курсами по профильным предметам на основе использования ИКТ позволит учащимся сформировать информационную активность в применении ИКТ как неотъемлемую часть дальнейшего образования и профессионального роста.

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в социально-экономическом профиле, углубляющих базовый предмет:

    • «Технологии обработки экономической информации в табличном процессоре Excel»;
    • «Методы и средства компьютерной обработки статистических данных»;
    • «Информационные технологии в бизнесе»;
    • «Технические средства информатики»;
    • «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц»;
    • «Основы алгоритмизации и программирования»;
    • «Социальные последствия информатизации».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов школьников:

    • «Инструментальные средства разработки WEB-ресурсов»;
    • «Периферийные устройства вычислительной техники»;
    • «Вычислительная техника и программирование»;
    • «Искусственный интеллект»;
    • «Основы сетевого этикета»;
    • «Технология создания сайтов»;
    • «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами»;
    • «Организация и проведение видео и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
    • «Персональный организатор и коллективная работа»;
    • «Разработка программного обеспечения для создания тестовых оболочек».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:

    • «Информационный бизнес»;
    • «Коммуникационные технологии в коммерции»;
    • «Использование информационных технологий в управлении»;
    • «Проектирование баз данных и экологические системы»;
    • «Геоинформационные системы для решения экономических задач»;
    • «Информационное обеспечение маркетинга»;
    • «Системы телекоммуникаций для организации повседневной хозяйственной деятельности (платежные системы, телемагазины, службыдоставки, поиск информации о товарах и услугах)»;
    • «Основы экономического прогноза».

В индустриально-технологическом профиле можно рекомендовать достаточно широкий набор элективных курсов по информатике, углубляющих профильный предмет:

  • «Компьютер в народном хозяйстве»;
  • «Основы микроэлектроники»;
  • «Архитектура компьютера»;
  • «Технические средства информатики»;
  • «Техническое обслуживание компьютера»;
  • «Искусственный интеллект»;
  • «Модели управления производством»;
  • «Использование информационных технологий в управлении»;
  • «Основы кибернетики»;
  • «Инженерная графика»;
  • «Робототехника»;
  • «Компьютерное моделирование: сферы и границы применения».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:

  • «Измерение физических величин и их обработка на компьютере»;
  • «Управление изменениями с помощью компьютерных технологий»;
  • «Теория игр и компьютерные игры»;
  • «Проектирование баз данных и транспортные системы»;
  • «Учимся проектировать на компьютере»;
  • «Технология создания сайтов»;
  • «Компьютерная графика»;
  • «Организация и проведение видео и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
  • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
  • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
  • «Средства и основы архитектурного моделирования 9+»;
  • «Основы автоматизированного проектирования (Avtocad, «Компас»)».

Для физико-химического, химико-биологического, биолого-географического, аграрно-технологического профилей «Информатика и ИКТ» может изучаться за счет элективных курсов на основе программы обучения предмету на базовом уровне от 1 часа в неделю ежегодно или за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно. Таким образом формируются стабильные ИКТ – компетентности учащихся по информатике и ИКТ в приложении к профильным знаниям и умениям, как основа современной информационной культуры выпускника школы.

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в физико-химическом профиле обучения, углубляющих профильный предмет:

  • «Компьютерное моделирование: сферы и границы применения»;
  • «Экспертные системы»; «Информационные процессы в системах живой природы»;
  • «Инструментальные средства имитационного моделирования»;
  • «Программирование на языке Delphi»;
  • «Методы математической обработки экспериментальных данных(разработка программ для различных областей научных исследований)»;
  • «Моделирование в среде СУБД Visual FoxPro»;
  • «Моделирование и системный анализ с помощью компьютера»;
  • «Информационная безопасность и защита информации».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в физико-химическом профиле, направленных на реализацию межпредметных связей:

  • «Измерение физических величин и их обработка на компьютере»;
  • «Физический эксперимент и компьютер»;
  • «Физика: наблюдение, моделирование на компьютере»;
  • «Модели управления химическим производством»;
  • «Химический эксперимент и компьютер»;
  • «Анимация как моделирование динамических систем»;
  • «Организация сбора и анализа экспериментальных данных»;
  • «Информационные системы».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в химико-биологическом профиле обучения, углубляющих базовый предмет:

  • «Управляемые и самоуправляемые системы»;
  • «Инструментальные средства создания Web-ресурсов»;
  • «Технические средства информатики»;
  • «Подготовка к сдаче единого государственного экзамена по информатике»;
  • «Исследование биологических моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц»;
  • «Биологический процессор - на пути к биокомпьютеру».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в химико-биологическом профиле обучения, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов школьников:

  • «Анимация как моделирование динамических систем»;
  • «Программирование на языке VisualBasic»;
  • «Средства обработки табличной информации»;
  • «Средства обработки графической информации»;
  • «Моделирование информационных процессов в биологических системах»;
  • «Информационная безопасность»;
  • «Создание и использование баз данных»;
  • «Организация и проведение видео- и аудиотрансляций средствам и телекоммуникационных сетей»;
  • «Разработка Web-приложений с использованием языков сценариев(DSC, Jscript, PHP. ASP)»;
  • «Биология и кибернетика»;
  • «Информатика, биология и китайская «Книга Перемен»»;
  • «Защита информации».

В химико-биологическом профиле обучения рекомендуется следующий перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:

  • «Игра «Жизнь» как инструмент моделирования биологических процессов»;
  • «Основы моделирования и интерпретации химических моделей»;
  • «Проектирование баз данных в медицине»;
  • «Бионика (информационные процессы в биологических системах)»;
  • «Компьютерное моделирование неравновестных реакций (реакция Жаботинского и др.)»;
  • «Как ДНК хранят информацию».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, углубляющих базовый предмет:

  • «Основы моделирования и интерпретации моделей»;
  • «Информационная культура и сетевой этикет»;
  • «Информационные системы и модели»;
  • «Инструментальные средства создания Web-ресурсов»;
  • «Технические средства информатики»;
  • «Социальные последствия информатизации»;
  • «Автоматизированные информационные системы».

В биолого-географическом профиле можно рекомендовать следующий перечень элективных курсов по информатике, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов школьников:

  • «Создание и использование баз данных»;
  • «Программирование на языке VisualBasic»;
  • «Средства обработки табличной информации»;
  • «Средства обработки графической информации»;
  • «Программное обеспечение компьютерных сетей и WEB-серверов»;
  • «Организация и проведение видео- и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
  • «Разработка Web-приложений с использованием языков сценариев(DSC, Jscript, PHP. ASP)»;
  • «Анимация как моделирование динамических систем»;
  • «Компьютерные энциклопедии: создание и использование»;
  • «Компьютерная визуализация (пакет «Statistica»)».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:

  • «Геоинформационные системы»;
  • «Инструментальные средства геоинформационных систем»;
  • «Инструментальные средства создания карт»;
  • «Основы моделирования процессов в биологических и экологических системах»;
  • «Организация сбора и анализа экспериментальных данных».
  • «Инструментальные средства моделирования биологических процессов»

В социально-гуманитарном, филологическом и психолого-педагогическом, художественно-эстетическом профилях отдельные тематические блоки курса «Информатика и ИКТ» могут изучаться как элективные курсы от 1 до 4 часов в неделю за счет элективных курсов ежегодно. Такое изучение актуальных в профиле разделов информатики способствует формированию прикладных аспектов информационной деятельности учащихся в будущей профессии.

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в социально-гуманитарном профиле, углубляющий базовый предмет:

  • «Гипертекстовые технологии»;
  • «Логическое программирование»;
  • «Системы управления базами данных»;
  • «Основы объектно-ориентированного программирования»;
  • «Социальные последствия информатизации».

В социально-гуманитарном профиле можно рекомендовать следующий перечень элективных курсов по информатике, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов школьников:

  • «Средства и основы архитектурного моделирования»;
  • «Подготовка изображений (иллюстраций) с помощью средств цифрового моделирования художественных материалов (планшет,CorelPainter)»;
  • «Цифровой видеомонтаж с помощью AdobePremiere»;
  • «Использование трёхмерной графики для подготовки анимационных фильмов»;
  • «Организация и проведение видео и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
  • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
  • «Персональный организатор и коллективная работа»;
  • «Разработка программного обеспечения».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:

  • «Электронные энциклопедии: создание и использование»;
  • «Основы информационной безопасности»;
  • «Информационно-правовые системы»;
  • «Принципы построения мировоззренческих моделей»;
  • «Когнитивная информатика»;
  • «Когнитивная психология и программирование»;
  • «Использование компьютера в психологическом тестировании»;
  • «Моделирование в истории и интерпретация моделей»;
  • «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами»;
  • «Защита информации».

В филологическом профиле могут быть представлены следующие элективные курсы по информатике, углубляющих базовый предмет:

  • «Информационная культура и сетевой этикет»;
  • «Корпоративные автоматизированные библиотечно-информационные системы»;
  • «Информационно-поисковые системы»;
  • «Информационная безопасность»;
  • «Подготовка к сдаче единого государственного экзамена по информатике».
  • «Поисковые системы сети Интернет».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов школьников:

  • «Программирование на языке VisualBasic»;
  • «Средства обработки табличной информации»;
  • «Средства обработки графической информации»;
  • «Создание и использование баз данных»;
  • «Технология создания сайтов»;
  • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
  • «Персональный организатор и коллективная работа»;
  • «Компьютерные энциклопедии: их создание и использование».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:

  • «Гипертекстовые технологии»;
  • «Основы машинного перевода иноязычных текстов»;
  • «Средства обработки текстовой информации»;
  • «Издательские системы»;
  • «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами»;
  • «Приемы и методы компьютерной верстки».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в агро-технологическом профиле, направленных на реализацию межпредметных связей:

  • «Системы автоматизации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве»;
  • «Информационные технологии в животноводстве» (в рамках данного курса целесообразно познакомить учащихся с прикладным программным обеспечением, используемом в животноводстве: учет животных и кормов, расчет кормовых рационов, учет технологических операций и т.п.);
  • «Информационные технологии в растениеводстве» (при изучении данного курса школьники знакомятся с функциональным наполнением, назначением, особенностями функционирования, направлениями совершенствования прикладного программного обеспечения, используемого в растениеводстве: проектирование процессов подготовки почвы и семян, проектирование отдельных технологических процессов возделывания культур).

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 77094 просмотра
0 # 27 августа 2012 в 12:48 0
зачем перечислены эти программы, если нельзя скачать?  stuk
Попова Елена # 19 октября 2012 в 16:11 0
Спасибо, что обратили внимание на технический сбой. Файлы с программами были размещены на сервере, который закрыл Google. В ближайшее время я обновлю тексты программ (2011-2012 гг.) и опубликую их на этой странице.
Санька # 7 декабря 2012 в 21:57 0
Спасибо большое за такое обобщение! Очень помогло при написании курсовой.
Попова Елена # 11 декабря 2012 в 09:54 0

Приятно, что время потрачено не напрасно!  smile

Валентина # 21 июля 2015 в 18:09 0
А на 2015-2016 год есть изменения? Кстати, профиль по Угриновичу разрешен сейчас? А профиль Семакина?
Попова Елена # 17 августа 2015 в 12:12 0
В УМК по информатике на 2015-2016 уч. год никаких изменений нет. Учебник Угриновича в старших классах (10-11) НЕ прошел экспертизу.
Но в соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации №08-548 от 28.04.2014г ОУ в течение 5 лет может использовать учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ на 2013/2014 учебный год (Угринович 10-11 классы входит в список). Важно чтобы учебники были в наличии в школьной библиотеке и изданы не раньше 2010г.
Людмила # 30 августа 2015 в 15:54 0
А учебники Угриновича по программе 8-9 класса можно использовать в 2015-2016 у.году?
Попова Елена # 31 августа 2015 в 08:47 0
Да, без всякого сомнения.
Ольга # 15 января 2016 в 16:12 0
Спасибо, очень лаконично и исчерпывающе...
Анна # 10 июня 2016 в 20:01 0
Дайте, пожалуйста, ссылку на документ, подтверждающий исключение учебника Угриновича (10-11 класс) из ФП
Попова Елена # 7 июля 2016 в 11:22 0
Здравствуйте, Анна!
В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31.03.2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (на 2014/15 учебный год) учебники Угриновича (10-11 класс) исключены из списка. Для каждого следующего учебного года публикуются приказы Минобрнауки РФ о внесении изменений в этот приказ. Учебники Угриновича для 10-11 класса не фигурируют в этих изменениях.
Но, есть Письмо Минобрнауки РФ №08-548 от 28.04.2014г., в котором разъясняется, что если в библиотеке ОУ есть учебники, входящие в федеральный перечень на 2013/14 учебный год (Приказ от 19 декабря 2012 г. N 1067), то ими можно пользоваться в течение 5 лет с года выпуска. В этом перечне есть учебники Угриновича для 10-11 класса.
Издательство Бином заверила меня, что в перечне на 2017/2018 уч.год будут учебники Угриновича для 10-11 класса, но это будут «совсем другие учебники, не похожие на предыдущие» и соответственно его новая образовательная учебная программа.
Все ссылки на Приказы и Письма Минобрнауки РФ Вы можете найти на этой странице в разделе «Федеральный перечень рекомендованных (допущенных) учебников по предмету».
Владимир # 4 сентября 2016 в 09:18 0
Здравствуйте Елена Попова. Я молодой специалист который работает в глубинки. Прошу у ВАС помощь. В том учебном году, когда был другой преподаватель, школа преподавало информатику с 1 по 4 класс Горячев А. В., Горина К. И., Волкова Т. О. Информатика. ** класс. («Информатика в играх и задачах»): учебник: в 2 ч. М.: Баласс: Школьный дом. 2012. и 5 класс по “Информатика и ИКТ” в 5 классе ориентировано на использование учебника: Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень. Под редакцией пр. Н. В. Макаровой. с 1 по 5 класс ещё вроде как по ФГОС. С 6 по 11 тоже по Н.В. Макаровой. Но в документах от №253 от 31.03.2014г. ,№576 от 08.06.2015г. и других я не нашел (может плохо искал).Но на этом сайте они фигурируют. Посоветуйте мне продолжать (то есть можно?) по ним работать или перейти На Рудченко, Семёнов с 1 по 4 класс , а дальше с 5 по 9 класс Босову. У нас в школе с 1 по 6 класс ФГОС. Пожалуйста помогите. Так как интернет у нас только в центре, то если можно , отправте ответ на майл m7v777@rambler.ru
Попова Елена # 5 сентября 2016 в 15:07 0
Ответ отправлен на эл. почту.
Лиля # 18 ноября 2016 в 15:21 0
Добрый день.Книгу Угриновича для 9 класса можно использовать в 2016-17 году? Спасибо.
Попова Елена # 22 ноября 2016 в 17:23 0
Здравствуйте, Лиля! Посмотрите год издания этой книги. Вы можете использовать учебник в течение 5 лет с года выпуска.
Лариса # 20 июня 2017 в 11:06 0
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, что по Угриновичу 10-11 класс? Посмотрела перечень учебников на 2017-2018 год, там включили только 7-9 класс. Работала по этому учебнику, он мне нравится, перешла в другую школу, здесь Семакин. Не могу к нему привыкнуть. Каково ваше мнение по этому учебнику? Спасибо.
Попова Елена # 27 июня 2017 в 15:44 0
Здравствуйте, Лариса!
Обещали, что в 2017 будет утвержден новый перечь рекомендованных учебников, но вышел только приказ об изменениях в перечень учебников от 2014 года (Приказ №1677 от 29.12.2016). В нем нет изменений по информатике. Т.е. учебников Угриновича 10-11 кл, а также учебников Полякова 7-9 и 10-11 (базовый), Босовой 10-11 (базовый), Макаровой и т.д. в списке НЕТ. И несмотря на письма издательств, их можно использовать в образовательном процессе только в качестве учебных пособий, но НЕ в качестве учебников.
Каждый учитель может выбрать из рекомендованного перечня учебник, который ему нравиться, но обязательно при его наличии в школьной библиотеке. Ежегодно в Департамент образования отправляется заявка на учебники от школьных библиотек. В одной школе может быть ситуация, когда разные учителя работают по разным учебникам. Это только Ваш выбор.
Светлана # 3 ноября 2017 в 10:25 0
Здравствуйте!Можно ли использовать учебник Полякова в профильных 10-11 классах, которые учатся не по ФГОС?
Попова Елена # 9 ноября 2017 в 11:19 0
Здравствуйте, Светлана!
Да, конечно, учебник Полякова профильного уровня входит в перечень рекомендованных учебников, а решение перевести обучение по ФГОС раньше заявленных сроков только приветствуется.
Александра # 2 апреля 2018 в 17:39 0
Добрый вечер. В основной школе переходим на УМК Босова, какое УМК выбрать для начальных классов, чтобы сохранить преемственность?
Попова Елена # 9 апреля 2018 в 12:49 0
Здравствуйте! На одном из вебинаров издательства Бином советовали Матвееву. Но, т.к. в начальной школе информатика изучается как пропедевтический курс, то Вы можете выбрать любого автора на свой вкус, главное, чтобы учебник был в списке рекомендованных. Мне, например, нравиться как меняется мышление у детей после применения ТРИЗ технологии Плаксина.
Валентина # 18 мая 2018 в 09:23 0
Добрый день! Скажите пожалуйста, учебник 7-9 Угринович в 2017-2018 учебном году, входил в федеральный перечень учебников?
Попова Елена # 5 июня 2018 в 09:38 0
Да, конечно.
Валентина # 11 декабря 2018 в 15:22 0
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, учебники для 10 и 11 классов Босова базовый уровень по информатике на 2018-2019 учебный год входя в федеральный перечень учебников?
Попова Елена # 12 декабря 2018 в 10:15 0
Учебники Босовой для 10-11 класса в перечень не входят. Для 10-11 класса на базовом уровне рекомендованы учебники двух авторских коллективов: 1) Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.; 2) Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. Все очень ждут обещанный министерством обновленный перечень рекомендованных учебников. Но пока - увы...