Проект «Новое поколение»

Дистанционный образовательный проект
по информатике
«Новое поколение»  



(23.09.2019 – 25.10.2019)

On-line чемпионат


регистрация до 6 ноября 2019 г.

Кабинет информатики

31 мая 2019 - Попова Елена


Кабинет информатики
или класс с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) или видеодисплейными терминалами (ВДТ) в учебных заведениях системы общего среднего образования организуется как учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной школы или учебного заведения среднего уровня образования любого профиля, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных и факультативных занятий как по курсу информатики, так и другим общеобразовательным или учебным предметам с использованием информационных технологий.

 

Кабинет информатики должен быть выполнен как психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и приобретению учащимися прочных знаний по информатике и основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.

Ориентация кабинетов информатики - на север, северо-восток. (п. 7.1.7 СанПиН 2.4.2.2821-10)

В Кабинете информатики должно быть обеспечено информационное взаимодействие между учащимися и программно-аппаратными, техническими средствами хранения и обработки информации, между учащимися и учителем, необходимое для осуществления современного учебно-воспитательного процесса.

Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

Освещенность в кабинетах информатики на столах должна быть - 300 -500 лк, а на классной доске - 300 - 500 лк. При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

В учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимую для обеспечения учебного процесса мебель, а также приборы, модели, принадлежности, пособия и другие предметы, которые хранятся в шкафах, на стеллажах или стационарно установленных стойках. (п. 102. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390)

Запрещается увеличивать по отношению к количеству, предусмотренному проектом, по которому построено здание, число парт (столов) в  учебных классах и кабинетах. (п. 103. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390)

 

Оснащение кабинета

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. №336 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания"

Подраздел 19. Кабинет информатики

Специализированная мебель и системы хранения

2.19.1.

Доска классная

2.19.2.

Стол учителя

2.19.3.

Стол учителя приставной

2.19.4.

Кресло для учителя

2.19.5.

Стол ученический двухместный регулируемый по высоте

2.19.6.

Стул ученический поворотный с регулируемой высотой

2.19.7.

Шкаф для хранения учебных пособий

2.19.8.

Шкаф для хранения с выдвигающимися демонстрационными полками

2.19.9.

Система хранения и демонстрации таблиц и плакатов

2.19.10.

Комплект чертежного оборудования и приспособлений

2.19.11.

Боковая демонстрационная панель

2.19.12.

Информационно-тематический стенд

Технические средства обучения (рабочее место учителя)

2.19.13.

Интерактивный программно-аппаратный комплекс

2.19.14.

Компьютер учителя, лицензионное программное обеспечение

2.19.15.

Планшетный компьютер учителя

2.19.16.

Многофункциональное устройство

2.19.17.

Документ-камера

2.19.18.

Акустическая система для аудитории

2.19.19.

Сетевой фильтр

2.19.20.

Средство организации беспроводной сети

Технические средства обучения (рабочее место ученика)

2.19.21.

Компьютер ученика

Электронные средства обучения (ПО, CD, DVD, видеофильмы, интерактивные плакаты, лицензионное программное обеспечение)

2.19.22.

Пакет программного обеспечения для обучения языкам программирования

Демонстрационные учебно-наглядные пособия

2.19.23.

Комплект демонстрационных учебных таблиц

Подраздел 20. Мобильный компьютерный класс

2.20.1.

Тележка-хранилище с системой подзарядки и вмонтированным маршрутизатором для организации беспроводной локальной сети в классе

2.20.2.

Мобильный компьютер учителя, лицензионное программное обеспечение

2.20.3.

Мобильный компьютер ученика, лицензионное программное обеспечение

Рабочие места учащихся, оснащенные ПЭВМ или ВДТ, и организация их оборудования должны соответствовать гигиеническим требованиям Санитарных правил и норм (СанПиН 2.4.2.2821-10)

В кабинете информатики обязательно должны быть средства подаротушения: не менее двух огнетушителей

 

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" (с изменениями и дополнениями)

Указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы введены в действие с 1 сентября 2011 года. И являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся.  

Документация кабинета информатики

В начале каждого учебного года школьная комиссия (утверждается директором ОУ) должна проверить готовность кабинета информатики к учебному процессу  и составить Акт приемки

  1. Санитарно-гигиенический паспорт кабинета;
  2. Инструкция по охране труда при работе на видеодисплейных терминалах и персональных электронно-вычислительных машинах (утвержденная директором);
  3. Правила техники безопасности (утвержденные директором);
  4. Правила пожарной безопасности (утвержденные директором);
  5. Правила пользования ТСО (утвержденные директором);
  6. Правила поведения учащихся в кабинете информатики (утвержденные директором);
  7. Сертификаты соответствия требованиям нормативных документов на имеющуюся технику;
  8. Инвентарная книга учета имеющегося в кабинете учебного оборудования, с планами дооборудования кабинета информатики (утвержденная директором);
  9. Журнал вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности;
  10. Журнал технического обслуживания и ремонта техники;
  11. Журнал учета работы в Интернете;
  12. График занятости кабинета информатики.

Заведующий кабинета информатики

Заведующий кабинетом несет ответственность за сохранность оборудования, ведение журнала инвентаризационной записи, содержание оборудования в постоянной готовности к применению, своевременность и тщательность профилактического технического обслуживания вычислительной техники, правильное использование ее, регистрацию отказов машин и организацию их отладки или ремонта, за исправность противопожарных средств и средств первой помощи при несчастных случаях, за своевременное проведение вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности, за соблюдение преподавателем и учащимися правил техники безопасности, регистрацию в журнале времени начала и окончания каждого занятия, включения и выключения электропитания.

Деятельность заведующего Кабинетом информатики охватывает широкий круг обязанностей, очень многогранна и ответственна.

Учебные занятия в кабинете информатики

При знакомстве с Кабинетом информатики преподаватель должен распределить учащихся и закрепить их по рабочим местам с учетом роста, состояния зрения и слуха; ознакомить с правилами техники безопасности и работы в кабинете. Учащиеся, в свою очередь, должны сдать зачет по технике безопасности и правилам работы в кабинете, что отмечается в "Журнале регистрации вводного и периодического инструктажей по технике безопасности", в котором указывается дата инструктажей и зачетов, фамилии и инициалы преподавателей, проводивших инструктаж и принявших зачет, фамилии и инициалы учеников, сдавших зачет, содержание инструктажа. Ученики должны нести полную ответственность за состояние своего рабочего места и размещенного на нём оборудования.

Преподаватели, работающие в Кабинете информатики, должны строго следить за выполнением учащимися требований техники безопасности и правил работы в кабинете и отмечать на каждом занятии в журналах использования КУВТ время начала и окончания работы, содержание ее, состояние рабочего места, отказы машин. При организации работы в Кабинете информатики следует исходить из необходимости интенсивного и одновременно эффективного использования оборудования.

Учебная загрузка КУВТ должна составлять не менее 36 часов в неделю. Время, свободное от обязательных занятий по программе курса информатики, должно использоваться для преподавания других учебных предметов с использованием ПЭВМ, для факультативной и кружковой работы. Целесообразно также постараться подключить к внеклассной работе с учащимися их родителей.

В Кабинете информатики может проводиться следующая работа:

  1. занятия по информатике и другим учебным предметам с использованием средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, учебного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ;
  2. составление учащимися прикладных программ по заданиям учителей и руководства учебным заведением для удовлетворения потребностей учебного заведения и базовых предприятий;
  3. внеклассные занятия с использованием средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, учебного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ.

Длительность работы на ПЭВМ или ВДТ во время учебных занятий при соблюдении гигиенических требований к условиям, организации рабочего места и посадке учащихся определяется возрастом учащихся, временем начала работы, длительностью перемен (перерывов), предшествующих занятиям с ПЭВМ или ВДТ, а также зависит от их конструктивных особенностей.

Непрерывная длительность работы учащихся 10 – 11 классов на ПЭВМ или ВДТ при сдвоенных уроках не должна превышать на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут. Интервал между работой на ПЭВМ или ВДТ на первом уроке и на втором должен быть не менее 20 минут, включая перемену, во время которой все учащиеся обязательно должны выходить из класса, а класс должен быть хорошо проветрен в любую погоду.

Для учащихся 8 – 9 классов длительность работы на ПЭВМ или ВДТ не должна превышать 25 минут, 6 – 7 классов – 20 минут, 2 – 5 классов – 15 минут, 1 классов (6 лет) – 10 минут.

Непрерывная длительность работы учащихся с компьютером (согласно изменениям в СанПин от 24.12.2015)
Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:

  • для учащихся 1-2-х классов — не более 20 минут;
  • для учащихся 3-4 классов — не более 25 минут;
  • для учащихся 5-6 классов — не более 30 минут;
  • для учащихся 7-11 классов — 35 минут.

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках:

  • в 1-4 классах не должна превышать 5 минут;
  • в 5-11 классах — 10 минут.

Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках:

  • в 1-2 классах составляет не более 25 минут;
  • 3-4 классах и старше — не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).

С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.

Работа на ПЭВМ или ВДТ должна проводиться в свободном ритме и темпе, отвечающем индивидуальным особенностям учащихся.

Для учащихся 8 – 11 классов должен проводиться комплекс упражнений для глаз через 15–20 минут работы на ПЭВМ или ВДТ, для остальных классов - после установленной длительности работы. Во время уроков могут выполняться физкультпаузы целенаправленного действия.

Пренебрегать выполнением комплексов упражнений для глаз, физкультминутками и физкультпаузами не следует, так как их проведение улучшает функциональное состояние зрительного анализатора, центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др. систем организма, способствует ликвидации застойных явлений в нижней половине тела и ног, образующихся при работе в положении сидя, улучшает кровоснабжение мозга.

Занятия в кружках с использованием ПЭВМ или ВДТ должны проводиться не чаще двух раз в неделю, общей продолжительностью: для учащихся 2 – 5 классов ( 7-10 лет) не более 60 минут; для учащихся 6 классов и старше – до 90 минут.

Недопустимо отводить время всего занятия в кружке для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается проводить их в конце занятия длительностью до 10 минут для учащихся 2 – 5 классов и до 15 минут - для более старших учащихся.

Пример кабинета информатики

Видео-экскурсия по кабинету информатики МБОУ Гимназия №24 г. Архангельск

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 139274 просмотра
Маркова Вера # 3 ноября 2012 в 22:49 0
СанПины устарели. Сейчас 2010года
Попова Елена # 14 ноября 2012 в 13:31 0
Вы правы. Исправила.
Прометей # 24 сентября 2015 в 12:34 0
здравствуйте! Спасибо за полезную информацию.
Андрей # 26 ноября 2015 в 17:24 0
Спасибо большое. У меня оказывается некоторые документы нет.
Иван # 11 августа 2016 в 00:22 0
А не подскажите: какое расстояние должно быть от стола с ПК до стены? (и до стены с окном)
Попова Елена # 15 августа 2016 в 09:28 0
Здравствуйте, Иван! Расстояние зависит от того по какой схеме расставлены столы в кабинете. Расстояние может варьироваться от 50 см. до 1 м. Советую Вам внимательно прочитать стр. 14 СанПиН 2.4.2.2821-10. ПК не влияет на расстановку мебели.
kulagina # 16 апреля 2018 в 12:05 0
Уважаемая Елена! Можно ли в кабинете информатики постоянно проводить уроки математики?
Попова Елена # 16 апреля 2018 в 16:50 0
Ни в одном нормативном документе нет запрета проведения других предметов в кабинете информатики. Это устанавливает администрация образовательного учреждения.
kulaqina # 16 апреля 2018 в 12:46 0
Уважаемая Елена! Правила очень хорошо вами разработаны, но сделайте уточнение - для обеспечения пожарной безопасности кабинет должен быть укомплектован углекислотными огнетушителями (типа ОУ-2)
Попова Елена # 16 апреля 2018 в 16:48 0
Вы абсолютно правы. Спасибо! Добавлю информацию на страницу
Янина # 5 сентября 2018 в 17:57 0
Здравствуйте. как можно скачать ваше видео?
Попова Елена # 11 сентября 2018 в 11:41 0
Здравствуйте, Янина! Уточните о каком видео идет речь?
Юлия # 12 ноября 2018 в 13:21 0
Добрый день, Елена. Почему ориентация кабинетов информатики на север и северо-восток? И какие мероприятия можно предусматреть при ее расположении на юг?
Попова Елена # 14 ноября 2018 в 11:24 0
Здравствуйте, Юлия! Эта рекомендация дана, чтобы солнце не бликовало на экранах ПК. Если окна на юг, необходимо повесить очень плотные жалюзи.
Ирина # 31 августа 2019 в 10:43 0
Добрый день. Не является ли нарушением проведение урок информатики к компьютерном классе с 11 и 12 учебными местами с группами детей по 21-24 человека? Деление классов не производится, так как количество обучающихся меньше 25 человек (городская школа.
Попова Елена # 3 сентября 2019 в 11:02 0
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 1015 от 30 августа 2013 г. (ред. 2019г., ст.18): "18. Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек. 18.1. При наличии необходимых условий (кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий) возможно деление классов на группы при проведении учебных занятий, курсов, дисциплин (модулей)."
Ирина, сейчас вопрос о делении учащихся на группы в компетентности только образовательных учреждений. Локальными актами ОУ утверждается на каких предметах и в каких классах организуется обучение по группам. В действующих федеральных нормативных документах никаких жёстких ограничений в этом нет.